"По роду перевозимых грузов это судно специальное. Оно предназначено для транспортировки руды и рудных концентратов. Основные элементы рудовоза следующие: длина наибольшая (Lнб) — 214, 2 м, ширина (В) — 31,8 м, высота борта (Н) — 16,8 м, осадка по грузовую марку (Т) — 11,7 м, полная грузоподъемность (Р) — 50 тыс. т, водоизмещение (D) — 63 тыс. т, скорость хода (V) — 15 узлов."
Вот такие пироги. Да только когда открываешь спецификацию судна (типа паспорт) то читаешь официальное его название – специализированное судно для перевозки навалочных грузов – зерновоз проекта 1594.
Руду, конечно, тоже можно возить, даже трубы, но, как на пр.1594 типа «Зоя Космодемьянская», так на модернизированных пр.15941 типа «Харитон Греку» были конструктивные особенности присущие только зерновозам – это, так называемые, зерно-балластные цистерны.
И возили со Штатов и Канады зерно, ещё как возили. Часть зерна со Штатов шла в Амстердам (это тот порт, что я знаю точно), где потом перегружалось на Союз, зачем, не знаю, может в статистику не попадало.
В Польше строились похожие суда серии «маршалов» – «Маршал Конев», «Маршал Жуков» и т.д.
А теперь из воспоминаний главного инженера, в то время, завода «Океан» Александра Чантурия, обратите внимание на даты и спешку:
"В апреле 1969 года началось строительство (бетонирование) дока и продолжалось оно круглосуточно.
Параллельно мы начали готовить производство для строительства в доке крупнотоннажного рудовоза грузоподъемностью более 50000 тонн, и в феврале 1971 года начали обработку металла и сборку первой секции на приспособленных открытых площадках.
Строительство дока проводилось высокими темпами, но все же было отставание от темпов строительства первого рудовоза. Поэтому было принято решение пересмотреть график строительства дока, изменить технологию и начать строительство рудовоза в недостроенном доке.
Закладка крупнотоннажного рудовоза в недостроенном доке была большим техническим риском, и мы еще и еще раз продумывали и просчитывали все возможные варианты, и в конечном итоге убедились сами и убедили строителей дока, что риск вполне оправдан.
В результате 14 октября 1971 года была сдана комиссии первая очередь сухого дока без головного затвора с выполнением всего 40% общего объема работ, а 22 октября уже заложили первую днищевую секцию рудовоза «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн, длиной 214 метров, шириной 30 метров, с высотой борта 12 метров.
30 декабря 1972 года, в день 50-летия СССР, был назначен торжественный вывод из дока головного судна серии, рудовоза «Зоя Космодемьянская»."
http://www.proza.ru/2010/01/25/141Народ заводской шутил – выполняем Продовольственную программу, зачем строились самые большие в СССР «рудовозы» секретом ни для кого не было.
Эти же рудовозы возили и трубы большого диаметра из Японии для нефтегазопроводов, туда – руду, назад – трубы, очень выгодные были рейсы.
В конце 70-х «Океан» и вовсе уже строил 120-ти тысячники «нефтерудовозы» типа «Борис Бутома»: нефть – на Кубу, зерно – со Штатов.
Вот как интересно, для меня, по крайней мере, программа "Аполлон" аукнулась.
http://bolshoyforum.org/forum/index.php ... .4860;wap2