О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение rezapriy » 26 окт 2010, 22:26

Новітня філологія, №15. 2010 р., Миколаїв, Ви-цтво ЧДУ ім. Петра Могили
УДК 81.25 (049.32)
Ковальский Ю.В.

О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Стаття присвячена проблемі міфологічного трактування назви острова Зміїного і ріки Гіпаніс. Проведено порівняльний аналіз міфу про Ахіла і сказання про Віщого Олега. Встановлено схожість героїки цих міфічних персонажів і спорідненість імен. Назва острова Зміїний ймовірно могла походити від культового шанування Віщого Олега, як слов’янської трансформації міфа про Ахіла. Приведені топонімічні докази Причорноморського культу Ахіла і назви річки Гіпаніс. Про географічні пізнання в Київській Русі свідчить ймовірне згадування в «Слові о полку Ігоревім» грецьких географів Страбона і Аріана.
Ключові слова: назва, імена, подібність імен, давньоруський текст, міфологія.

Статья посвящена проблеме мифологической трактовки названия острова Змеиного и реки Гипанис. Проведен сравнительный анализ мифа обо Ахилле и сказания о Вещем Олеге. Название острова Змеиный вероятно происходит от культового почитания Вещего Олега, как славянской трансформации мифа об Ахилле. Приведены топонимические доказательства Причерноморского культу Ахилла и названия реки Гипанис. Географические познания древних русов подтверждаются вероятным упоминанием в «Слове о полку Игоревом» греческих географов Страбона и Арриана.
Ключевые слова: перевод, древнерусский текст, мифология, глаголица, топонимика.

The article is devoted to problems of mythical interpretation of name Island Zmiyniy and River Hypanis. It is made the compare analysis between myth about Ahill and poem about Prophetic Oleg. It is established the similarity of heroic spirit of these mythical personages and affinity of their names. The name of Island Zmiyniy probably cames from cult glorify of Prophetic Oleg as slavonic transformation of myth about Ahill. It is adduced the toponymic proof of Ahill’s cult in Black Sea Territory and name of River Hypanis. The mention of greek geographers Strabon and Arian in poem “Word about Igor’s regiment” is evidence about geographical knowledges in Kyiv Russia.
The key words: name, interpretation, affinity of names, Old Russian text, mythology.

Изучение названий топонимов связано с анализом мифологических, фолклерных и летописных источников. Решающее значение имеет исследование приемственности религиозных культов и топографичеческие особенности местности с соответсвующим названием. Имена и названия в древнерусских летописных текстах, при переводах, часто не могут иметь смыслового аналога, но могут быть результатом письменной транскрипции слова с глаголицы на старославянский язык.
Культ Ахила в Северном Причерноморье во времена греческой колонизации научно установленный факт1. Кроме сакрального и релиозного харавтера культ имел ярко выраженные черты празднеств – агонов, спортивных состязаний2. Соревнования проводились по нескольким видам соревнований. Первыми шли скачки, далее кулачные бои, бег и другие. В новое время отголосками культа Ахилла и олимпийского движения Северного Причерноморья являются сохранившиеся традиции агонов в казачьей среде на Дону3.
Культ Ахилла и место его рождения вопросы разные, но взаимосвязанные. Многие исследователи, ссылаясь на работы Льва Дьякона, установили возможное место откуда мог быть родом легендарный герой «Илиады» Ахилл. Одна из гипотез указывает на Гилею – теперешний Тендровский полуостров и Кинбурнскую косу. Очертания Тендровской косы очень напоминают стопу с вонзенным в пятку стрелой, а само место имеет название Ахилов бег. Таким образом, имеем топонимическое подтверждение древнего мифа Рис. 1.

Изображение

Рис. 1. Топонимическое сравнение очертаний Тендровской косы с комбинированным рисунком на вазе.

Легендарным местом захоронения героя троянской войны является остров Левка, теперешний Змеиный. Интересна история острова Змеиный и происхождение его названия. Принято считать, что название Змеиный происходит от обитающих здесь маленьких водяных неядовитых змей. Греки и римляне еще до нашей эры называли остров Белым или островом Ахилла. В 1823 году на острове были обнаружены остатки храма Ахилла. Название Фидониси (Змеиный) сохранилось после XV века во время владычества Османской империи – так его называли греки. Интересным является вопрос - когда произошла смена названия у греков? Возможно в период между Римом и средневековьем? Тогда было время Византии и тесно связанной с ней Киевской руси.
Мифологической копией мифа об Ахилле является легенда о Вещем Олеге. Имена Олег и Ахилл обнаруживают звуковое сходство. Известно, что Олега змея укусила за пятку или голенище. То обстоятельство, что Олег упрятал коня на острове, перекликается с обликом Ахилла как пешего воина. В мифе об Ахилле и в мифе об Олеге присутствует конь, роль которого – коварство, троянский конь в «Илиаде». Топонимический аспект этого сравнения связан с островом Змеиным. Ведь по легенде именно на этом острове и был похоронен Ахилл, а древние русичи во главе с Олегом могли его использовать как место привала в морских походах на Константинополь.
Названия острова Белый или остров Ахилла фигурируют в одноименном мифе о герое троянской войны. Таким образом, эти названия не случайны и связаны с мифотворчеством определенного народа, в нашем случае с греками. Логично предположить, что и название Змеиный также имеет мифологическое происхождение.
Тезисно сходство обеих легенд об Ахилле и Вещем Олеге обнаруживается в следующих моментах.
Предсказание. В предания о героях их гибель была предсказана. Волхвы предсказали гибель Олега от лошади, гибель Ахилла предсказала одна из его лошадей.
Имена. Имена Олег и Ахилл обнаруживают звуковое сходство.
Известно, что Олега змея укусил за пятку или голенище. Аналогично стрела поражает Ахилла в пятку. Известно, змея - символ Ахилла.
То обстоятельство, что Олег оставил коня перекликается с обликом Ахилла как пешего воина.
Коварство. В мифе об Ахилле и в мифе об Олеге присутствует конь, роль которого, как отмечалось – коварство, троянский конь в «Илиаде».
Опасность выходит из лошади – змея из черепа и греки из деревянной лошади.
Троянский конь как гигантское деревянное сооружение находит свой конструкционный аналог в легенде о взятии Олегом Царьграда. Олег поставил ладьи на колеса и двинулся на штурм стен под парусами. Это сходство особенно заметно из вида носовой части ладьи в виде высокого изгиба лошадиной шеи с навершием из головы животных – змей, лошадей, русалок и др. В мифах присутсвует мотив славы военных доспехов – щит Ахилла и щит Олега на вратах Царьграда. Топонимический аспект этого сравнения связан с островом Змеиным. Ведь по легенде именно на этом острове и был похоронен Ахилл, а древние русичи во главе с Олегом могли его использовать как место привала в морских походах на Константинополь.
Такое сопоставление позволяет выдвинуть гипотезу, что название острова Змеиный имеет корни из мифа или сказания о вещем Олеге времен Киевской Руси – 9-10 век. Из традиции славянских народов название могло быть забыто в результате реформ связанных с введением христианства, так как Олег был язычником. Тем не менее, у греков, которые помнят его константинопольские походы, такое название могло сохраниться до средних веков. Ведь Олег щит прибил к вратам Царьграда, а щит Ахила остался на острове Змеином.
Древняя общеславянская история обнаруживает преемственность греко-римской мифологии. Многие исторические свидетельства переплетены с мифологией и легендами. Примером могут служить сказочные змеборческие сюжеты. К примеру, свидетельство «Повести временных лет» о взятии Киева Олегом в 882 году противоречиво и малопонятно4. В деяниях Олега мы находим следы мифических пересказов. Сам факт взятия города хитростью напоминает сюжет троянской войны из «Илиады». Не исключено, что военные хитрости как военные приемы передавались из поколения в поколение, формируя присущий русам характер военного ремесла. Примечательно, что история Олега отражена не только летописями, но и наиболее широко известна из фолклерных материалов.
Интересно топонимическое отражение змееборческого мифа окрестностями современного города Николаева. Явный всадник с мечом напротив пасти змея образует очертания берегов изгибающегося русла реки Южный Буг. На противоположной стороне от города расположено село Варваровка. Название перекликается с известным именем из сказки со змееборческим сюжетом. Название реки в эпоху греческого колониального присутствия в Северном Причерноморье Гипанис - конская река. Ее название могло возникнуть из очертаний берегов - головы лошади погруженной в водную акваторию реки.
Изображение
Рис. 2. Змееборческая топонимика.
Насколько знакомы были древние греки, скифы, древние словяне с географией? Приведенные выше примеры дают нам представления о географических познаниях предков от времен древнегреческих до древнекиевских. И такое утверждение не преувеличение если следовать анализу языческих божеств Киевской Руси5. Знаменитый бог Стрибог из «Слова о полку Игоревом» мог быть мифологизированным греческим географом Страбоном.(69 г. до. н. э – 24 г. н.э.). В «Слове о полку Игоревом» бог Стрибог упоминается в стихе.
Уже ветры, внуки Стрибога
Веют стрелами на храбрые
Полки Игоря
В своем 7 томе 17 томного труда «География» Страбон описывает Меотиду и в часности упоминает сильные ветры, которые двигают воду и обнажают морское дно. Известно его пребывание в Крыму. Аналогичное упоминание в «Слове о полку Игоревом» Трояна, возможно является глаголическим написанием имени другой известного географа и историка, который жил во II в. н.э., при римских императорах Адриане и Антонине – его имя Арриан6. В «Слове» идет речь о тропе Трояна с равнин на горы, которая означает путь исследователя по побережью Черного моря на Кавказ. Соответствующий фрагмент его «Объезда Эвксинского понта» («Periplus»): «Нам были видны Кавказские горы, по высоте ближе всего подходящие к Кельтическим Альпам».
Таким образом сравнительный анализ преданий об Ахилле и Вещем Олеге дает основание предполагать о связи этих мифов. Это подтверждается и топонимическими данными черноморского побережья Тендровской косы и мифологическим анализом названия острова Змеиный.

Изображение



Ссылки и примечания.
1. Русяева А.С. Вопросы развития культа Ахилла в Северном Причерноморье. В кн.: Скифский мир. К., 1975.
2. Скржинская М. В. Состязания на древнегреческих праздниках в Северном Причерноморье // РА . - № 2 . - 2004 . - С. 30-39
3. Ригельман А.И. Истории о донских казаках. – ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1992. – 224 с.
4. Толочко П.П. Древняя Русь. Киев: Изд. Наукова думка. 1987. 247с.
5. Бус-Троянь-Русь. Николаев:-Издательство Яслав, 2007. -227с
6. Арриан «Объезда Эвксинского понта» («Periplus»)//Вестник древней истории, No. 3, 1948 г., в Известиях древних писателей о Скифии и Кавказе В.В.Латышева. – М: Изд АН СССР. 1948. стр. 391-401.
Последний раз редактировалось rezapriy 19 ноя 2010, 12:44, всего редактировалось 4 раз(а).
Аватар пользователя
rezapriy
 
Сообщений: 276
Зарегистрирован: 29 сен 2010, 21:12

Яйцо и курица мифа

Сообщение Yaberezapriyom » 19 ноя 2010, 01:08

Вопрос интересный. Ахилов бег назван из похожести топографии на мифическую пятку, или наоборот - миф был создан по очертаниям полуострова.
Ведь вначале существовали созвездия а затем их названия. :)
Yaberezapriyom
сетевой журналист
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 30 окт 2010, 10:11

Re: Яйцо и курица мифа

Сообщение rezapriy » 19 ноя 2010, 13:05

Yaberezapriyom писал(а):Вопрос интересный. Ахилов бег назван из похожести топографии на мифическую пятку, или наоборот - миф был создан по очертаниям полуострова.
Ведь вначале существовали созвездия а затем их названия. :)
Если предположить, что форма полуострова названа в честь и по похожести с мифом Ахилла, то возникают и другие вопросы.
1. Почему у Льва Дьякона в 9 веке была уверенность, что родословная Ахила из Крыма?


Лев Диакон:
"Говорят,что скифы почитают таинства эллинов,приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса,то ли у соратников Ахила.Ведь Арриан пишет в своём 'Описании морского берега',что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикон,лежащего у Меодидского озера.

Изгнанный скифами за свой дикий,жестокий и наглый нрав,он впоследствии поселился в Фессалии.Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покров его накидки, скреплённой застёжкой,привычка сражаться пешим,белокурые волосы, светло-синие глаза,сумасбродная раздражительность и жестокость".


Арриан:
"Отсюда до так называемого Узкого устья Истра тысяча двести стадиев; местности, лежащие между ними, пустынны и безыменны.
Почти против этого устья, если плыть прямо в море с ветром апарктием, лежит остров, который одни называют островом Ахилла, а другие — Бегом Ахилла, а третьи — по цвету — Белым. Есть предание, что его подняла [со дна моря] Фетида для своего сына и что на нем живет Ахилл. На ост-рове есть храм Ахилла с его статуей древней работы. Людей на острове нет; на нем пасется только немного коз; их, говорят, посвящают Ахиллу все пристающие сюда. Есть в храме много и других при-ношений,— чаши, перстни и драгоценные камни, а также надписи, одни на латинском, другие на грече-ском языке, составленные разными метрами в похвалу Ахиллу. Некоторые, впрочем, относятся и к Патроклу, потому что все желающие угодить Ахиллу вместе с ним почитают и Патрокла. Много птиц гнездится на острове,— чайки, нырки и морские вороны в несметном количестве. Эти птицы очищают храм Ахилла: каждый день рано утром слетают они к морю, затем, омочив крылья, поспешно летят с моря в храм и окропляют его; а когда этого будет достаточно, они обметают крыльями пол храма.
Существуют следующие рассказы: из числа посетителей острова некоторые, приез-жающие сюда нарочно, привозят с собою на кораблях жертвенных животных и одних из них приносят в жертву, а других отпускают живыми в честь Ахилла; другие пристают, будучи вынуждены бурей; эти у самого бога просят жертвенного животного, обращая к оракулу вопрос о животных, хорошо ли и выгод-но ли принести в жертву то именно животное, которое они сами выбрали на пастбище, и при этом кла-дут достаточную по их мнению плату. Если ответ оракула (в храме есть оракул) будет отрицательный, они прибавляют плату; если и после этого последует отрицание, прибавляют еще, и, когда последует согласие, они узнают, что плата достаточна. Животное при этом само останавливается и уже не убегает. Таким образом много серебра посвящено герою в виде платы за жертвы.
Ахилл, как рассказывают, является во сне одним после того, как причалят к острову, а другим еще во время плавания, когда они очутятся недалеко от него, и указывает, где лучше пристать к острову и где стать на якоре. А некоторые рассказывают, что Ахилл являлся им наяву на мачте или на конце реи, подобно Диоскурам; Ахилл только в том, говорят они, уступает Диоскурам, что последние воочию являются плавающим повсюду и, явившись, спасают их, а Ахилл является только приближаю-щимся уже к острову. Некоторые говорят, что и Патрокл являлся им во сне. Эти рассказы об острове Ахилла я записал, как слышал от лиц, которые или сами приставали к острову, или узнали от других; они не кажутся мне невероятными: я считаю Ахилла героем предпочтительно перед другими, основыва-ясь на благородстве его происхождения, красоте, душевной силе, удалении из здешнего мира в молодых летах, прославляющей его поэзии Гомера и постоянстве в любви и дружбе, дошедшем до того, что он решился даже умереть после смерти своего любимца".


Псевдо-Арриан:
"От Гермонассы, если выплыть из залива, до устья озера Меотиды и селения Ахиллова 515 стадиев, 68 2/3 мили.
Если же плыть прямым путем от Синдики в Боспор, называемый Киммерийским, в го-род Боспора Пантикапей, то будет 540 стадиев, 72 мили.
Всего, если плыть вдоль берега от святилища Зевса Урия до устья озера Меотиды или Ахиллова селения, 12 487 стадиев, 1653 1/3 мили [читай 1665].
От Ахиллова селения, которое лежит на конечном пункте Азии и при проливе у устья озера Меотиды или Танаиса, до селения, лежащего напротив на конечном пункте Европы, называемого Портмием и лежащего также при проливе у устья озера Меотиды, ширина устья 20 стадиев, 2 2/3 мили...
От мыса Тамираки тянется Ахиллов Бег, весьма длинная и узкая береговая полоса, простирающаяся вдоль пролива на 1200 стадиев или 160 миль, а в ширину имеющая 4 плефра; концы ее имеют вид островов; от материка она отстоит на 60 стадиев, 8 миль. По середине ее истмовидный (т. е. узкий) перешеек соединяет с материком (или с твердой землей), простираясь в длину на 40 стадиев, 5 1/3 мили. Если проплыть от Тамираки мимо вышеупомянутого Бега до другой косы Ахиллова Бега, называемой Священной рощей Гекаты, получаются упомянутые 1200 стадиев или 160 миль. От Священной же рощи Гекаты до судоходной реки Борисфена, ныне называемой Данаприем, 200 стадиев, 26 2/3 мили...
Почти напротив Голого устья Истра, если плыть с северным ветром прямо в открытое море, лежит остров, который одни называют островом Ахилла, другие — Бегом Ахилла, третьи по цвету — «Белым».
На нем водится множество ручных птиц, и он представляет для приезжающих благо-лепный вид; с него нельзя видеть земли, хотя он отстоит от материка только на 400 стадиев (53 1/3 мили), как пишет, по крайней мере, Деметрий.
Говорят, что этот остров Фетида подняла из моря для своего сына и что Ахилл живет на нем. На нем есть и храм Ахилла и статуя древней работы; люди на нем не живут; пасутся только не-многие козы, которых, как говорят, пристающие туда посвящают Ахиллу. Ведь и другие многие дары посвящены в храме, как-то: чаши, перстни и драгоценные камни. Все это посвящено Ахиллу в виде бла-годарственных приношений; есть и надписи, написанные одни на латинском, другие на греческом язы-ке разными метрами и содержащие в себе прославления Ахилла".

http://forum.meta.ua/topic/t/83177/asc/60.html

2. Почему Ахилла похоронили не в Греции, а в скифском море.
Аватар пользователя
rezapriy
 
Сообщений: 276
Зарегистрирован: 29 сен 2010, 21:12

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 16 дек 2010, 04:11

На одном николаевском форуме, обсуждали посещение Николаева Гитлером.
http://forum.bazar.nikolaev.ua/index.ph ... entry24133
Интересно что хотел увидеть при облете самолетом последователь эзотерических учений?
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1734
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение harmask » 17 дек 2010, 15:33

tyta писал(а):На одном николаевском форуме, обсуждали посещение Николаева Гитлером.
http://forum.bazar.nikolaev.ua/index.ph ... entry24133
Интересно что хотел увидеть при облете самолетом последователь эзотерических учений?
Долеталси Гитлер. Но его фанатизм вполне объясним изотерикой.
Хотя его тень уже витает
Пошли слухи о закрытии музея Ольшанцам
Вот и запятая исчезла с клавиатуры
вот ее нажимаю и получается ё
Только что была запятая и точка.
harmask
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 15:22

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 29 дек 2010, 21:13

льва – мыс Гипполай переводится как «Большой лев» и «Конный народ» - это вполне могут быть кочевники: скифы и киммерийцы. Плавание Одиссея в Аид вполне совпадает с географическим расположением Днепро-Бугского лимана: Гипанис – Южный Буг, Стикс – Ингул, Перифлегетона – Днепр.
http://www.proza.ru/2009/01/16/277
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1734
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение harmask » 30 дек 2010, 18:57

harmask писал(а):
tyta писал(а):На одном николаевском форуме, обсуждали посещение Николаева Гитлером.
http://forum.bazar.nikolaev.ua/index.ph ... entry24133
Интересно что хотел увидеть при облете самолетом последователь эзотерических учений?
Долеталси Гитлер. Но его фанатизм вполне объясним изотерикой.
Хотя его тень уже витает
Пошли слухи о закрытии музея Ольшанцам
Вот и запятая исчезла с клавиатуры
вот ее нажимаю и получается ё
Только что была запятая и точка.

Спецслужбы на линии :D .
harmask
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 15:22

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 26 янв 2011, 16:04

к примеру Крим производят от разных названий.
А вот Саки город в крыму это слово означает мешок. И действительно по виду Крым напоимнает мешок завязанный сверху.
Под Николаевым есть село Мешковка и оно тоже по очертаниям похоже не мешок.
zmbr.jpg
zmbr.jpg (56.35 KIB) Просмотров: 13161


Сзади всадника за плечами.

http://www.saki.ru/forum/viewtopic.php? ... 7091bfc952
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1734
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 29 янв 2011, 15:37

tyta писал(а):к примеру Крим производят от разных названий.
А вот Саки город в крыму это слово означает мешок. И действительно по виду Крым напоимнает мешок завязанный сверху.
Под Николаевым есть село Мешковка и оно тоже по очертаниям похоже не мешок.
zmbr.jpg


Сзади всадника за плечами.

http://www.saki.ru/forum/viewtopic.php? ... 7091bfc952
может поэтому славян на востоке называли САКАЛИБА=САКа+ЛИБа

Як варіант Саки+Лебедії - була така місцевість в Приазовії.
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1734
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

обрис берегов

Сообщение chelcash » 03 фев 2011, 22:48

Учёные, исследовавшие дно Чёрного моря, датируют изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно 7,5 тыс. лет назад.[5]

Чёрное море в древности было пресноводным, но затем туда хлынула солёная морская вода. Уровень Чёрного моря поднялся на 140 метров.

За несколько тысяч лет до этого также поднялся уровень Средиземного моря, бывший ниже нынешнего на 120 метров.

С этим потопом связывают переселение народов, бежавших от потопа.

Черноморский потоп мог служить одной из возможных основ легенды о Мировом потопе, упоминающемся в культурах народов, населявших данный регион.

В мифах Греции есть обильные описания и рисунки войны людей с змееногими гигантами (гигантомахия). Подобные войны описываются в славянских (Война с Ящером, Змеем) и в других мифологиях.

В славянских мифах царство гадов и змеев находится у Чёрного Моря за Калиновым мостом через реку Смородину.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0% ... 0%BF%D0%B0

Калинов мост — не из растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла[2]) докрасна́ и/или добела́.
Река Смородина также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым.

Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня.
В русских былинах также был (омонимический) персонаж Кали́н-царь…

«Бой на калиновом мосту»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 1%81%D1%82
Челси
Аватар пользователя
chelcash
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 23 янв 2011, 01:37

След.

Вернуться в история

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron