О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение narochniy » 21 мар 2011, 03:24

Самий відомий предмет коряків - ніж. Кузні в коряків розвинуті історично - вулкани давали багато заліза.

Теперь нет сомнений, что селение Парень, по крайней мере, в конце XVIII — XIX веков, было зимним. В «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в статье «Коряки» говорится, что род паренских коряков живут «в 8 селениях на северной оконечности Пенжинской губы». Из этого может следовать, например, то, что металл в самом селении Парень обрабатывался только зимой (вернее, в период который коряки считают «зимой», т. е. наименее продуктивным для охоты и собирательства временем). Не исключено, что в другое время года те, кому принадлежало селение Парень, обрабатывали металл в своих летних (или «постоянных») поселениях (но это только предположение). Получается, что для того времени, когда селение Парень было зимним, понятие «паренский нож» — это не географическое понятие, привязанное к селению Парень, а относящееся к тем, паренцам, кому селение Парень принадлежало, к тем, кто имел право жить в нём в зимние месяцы. Остаётся невыясненным, всегда ли селение Парень было «зимним» и когда перестало быть таким.

К XIX же веку, после налаживания связей с русскими, появились кузни, они были сосредоточены только в двух селениях: Куэл (Куюл, Кюэль) и Парень.

«Полевые материалы автора: Северо-Эвенский район Магаданской области. Пользуемся случаем отметить, что зафиксированное в эвенском глоссарии слово пуйталади „нож (мужской)“ (Новикова К. А. «Очерки диалектов эвенского языка. Глагол, служебные слова, тексты, глоссарий», 1980, с. 208) на самом деле означает „изделие пареньских коряков“, которые славились как искусные кузнецы». Напомним, что самоназвание паренцев — «пойтылъо», «пойталан» (в единственном числе — «пойталар», т. е. «паренец»). Трудно возражать профессиональному лингвисту, который на малых народах, что называется, язык съел, но

До появления русских купцов со слитками железа и меди (реже — листовой меди и латуни) паренские коряки делали в основном холодное оружие, бытовая металлическая утварь типа чаш появилась много позже.
narochniy
 
Сообщений: 207
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 17:32

перенский нож

Сообщение narochniy » 21 мар 2011, 03:39

Бытует мнение, что в переводе с индейского Камчатка - страна вулканов.
Среди возможных соответствий можно указать такие слова, как "кунча"="голенище сапога", что соблазнительно, поскольку очертания полуострова действительно напоминают таковые. Однако, такое толкование предполагает хорошие географические знания тех, кто дал земле такое имя, и потому выглядит натянутым. Еще одно мнение - старинное тюрское слово "ко" с неясной этимологией, значащее "этот", в сочетании с "начар", "плохой, скверный", то есть вместе "это плохая (земля)". Камчатцам это толкование не понравится, но я не вижу ничего странного в том, что имя земле дали сгоряча, может быть, неудачно там побывав.

Позволю себе дать названия аборигенов Камчатки.
Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа произошло от "хора" - "олень".
Ительмены - название народа означает "живущие здесь".
http://otvet.mail.ru/question/13981072/

Легенды относят начало производства ножей от XVII до XIX века, ножи завоевали широкую популярность у охотников и оленеводов. Популярность паренских ножей у коренного населения может подтвердить такой факт: в эвенкийском языке слово «нож» звучит как пуйталади, что означает «изделие паренских коряков» (пойталар).

Технология изготовления ножей неизвестна и считается утраченной. Высказываются предположения об использовании паренскими кузнецами низкотемпературной и (или) холодной ковки.

Часто указывают на такую особенность паренского ножа, как разная твёрдость лезвия и обуха клинка.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%BE%D0%B6
narochniy
 
Сообщений: 207
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 17:32

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение admin » 21 мар 2011, 04:33

narochniy писал(а):Самий відомий предмет коряків - ніж. Кузні в коряків розвинуті історично - вулкани давали багато заліза.

Теперь нет сомнений, что селение Парень, по крайней мере, в конце XVIII — XIX веков, было зимним. В «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в статье «Коряки» говорится, что род паренских коряков живут «в 8 селениях на северной оконечности Пенжинской губы». Из этого может следовать, например, то, что металл в самом селении Парень обрабатывался только зимой (вернее, в период который коряки считают «зимой», т. е. наименее продуктивным для охоты и собирательства временем). Не исключено, что в другое время года те, кому принадлежало селение Парень, обрабатывали металл в своих летних (или «постоянных») поселениях (но это только предположение). Получается, что для того времени, когда селение Парень было зимним, понятие «паренский нож» — это не географическое понятие, привязанное к селению Парень, а относящееся к тем, паренцам, кому селение Парень принадлежало, к тем, кто имел право жить в нём в зимние месяцы. Остаётся невыясненным, всегда ли селение Парень было «зимним» и когда перестало быть таким.

К XIX же веку, после налаживания связей с русскими, появились кузни, они были сосредоточены только в двух селениях: Куэл (Куюл, Кюэль) и Парень.

«Полевые материалы автора: Северо-Эвенский район Магаданской области. Пользуемся случаем отметить, что зафиксированное в эвенском глоссарии слово пуйталади „нож (мужской)“ (Новикова К. А. «Очерки диалектов эвенского языка. Глагол, служебные слова, тексты, глоссарий», 1980, с. 208) на самом деле означает „изделие пареньских коряков“, которые славились как искусные кузнецы». Напомним, что самоназвание паренцев — «пойтылъо», «пойталан» (в единственном числе — «пойталар», т. е. «паренец»). Трудно возражать профессиональному лингвисту, который на малых народах, что называется, язык съел, но

До появления русских купцов со слитками железа и меди (реже — листовой меди и латуни) паренские коряки делали в основном холодное оружие, бытовая металлическая утварь типа чаш появилась много позже.
Мистецтво холодної зброї і в Японії древнє. Цей факт на користь і древності ковальського мистецтва коряків і камчадалів. Японська як і паренська холодна зброя мали композитну будову. Коротка катана похожа на паренський ніж.

Японский меч (яп. 日本刀 нихонто:?) — меч, произведённый по традиционной японской технологии из композитной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили композитную технологию. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1136880
Аватар пользователя
admin
Администратор
 
Сообщений: 169
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 14:46

Соха острів

Сообщение tyta » 22 мар 2011, 02:41

А Сахалін, на що зхожий.
Вложения
soha.gif
soha.gif (59.73 KIB) Просмотров: 8814
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

священные пути

Сообщение harmask » 01 апр 2011, 01:52

Ближе всего от торговой гавани борисфенитов[14](а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы‑земледельцы[15]. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы‑земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы‑скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа[16], а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.

19. Восточнее этих скифов‑земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы‑кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.

20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом[17]. Севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна.

Третья река – Гипанис – берет начало в Скифии. Вытекает она также из большого озера, у которого пасутся дикие белые кони. Озеро это справедливо зовется “матерью Гипаниса”. Река Гипанис по выходе из озера лишь короткое время – пять дней пути – остается еще пресной, а затем на четыре дня плавания, вплоть до моря, вода ее делается горько‑соленой[43]. Ведь в нее впадает настолько горький источник, который, несмотря на незначительную величину, делает воду реки совершенно горькой (а ведь Гипанис больше многих рек). Источник этот находится на границе страны скифов и ализонов. Название источника и места, откуда он вытекает, по‑скифски Эксампей, а на эллинском языке – Священные Пути. Тирас и Гипанис очень близко подходят друг к другу в земле аливонов; затем обе реки поворачивают в разные стороны и промежуток между ними расширяется.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
harmask
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 15:22

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение harmask » 01 апр 2011, 02:09

Наиболее вероятной версией выглядит дословный перевод древнего названия Эксампей (описанного Геродотом), что в иранской группе языков означает именно «мёртвая вода». К примеру, аналогичное название Эксампей в значении «мёртвая вода» присутствует в осетинском языке.

[править] История
Древнегреческий историк Геродот описал окрестности Южного Буга в четвёртой книге своей «Всемирной истории». В книге указано, что в Гипанис (Южный Буг) на границе земель скифов-земледельцев и алазонов, с левой стороны впадал источник с горькой водой. По словам Геродота, название источника и местности, откуда он течёт по-скифски звучит как Эксампей (Экзампей, Экзампай). Историки полагают что под Эксампеем имелся ввиду именно Мертвовод.

До XV на холме при впадении Мертвовода в Южный Буг располагалась турецкая крепость Чичаклей. В начале XV в, в период расширения владений Литовского Княжества крепость была захвачена литовцами и названа Соколец. Позже крепость перешла к Польше. Позже крепость успешно взята штурмом запорожскими казаками. В начале XVIII на этом месте основан казацкий зимовик Соколы, входивший в состав Бугогардской паланки. Переправа возле этого места называлась Соколиной.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... 0%BE%D0%B4


В настоящее время на территории бывшей тюрьмы находится филиал Николаевского чугун-но-литейного завода.
Напротив Стрелки и Мыса порохового погреба на правом берегу Бугского лимана выступает Варваровски»мыс, продолжающийся далее Вар-варовской косой. И мыс и коса получили свои названия в конце прошлого века по имени села Варваровка, расположенного на этом мысе.

Гипанис
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск
Гипанис, «Конская река» (буйная, бурная) — обычно Южный Буг в ранних античных источниках, хотя иногда под таким названием выступала и Кубань (фонетически почти повторяет античное название).

Плиний полемизировал с мнением тех, кто помещал Гипанис в Азии (к востоку от Танаиса-Дона, то есть, отождествляли её с Кубанью (Plin., IV, 88). При этом ни Геродот, ни Плиний, ни Солин не говорят о Гипанисе-Кубани, зато этот Гипанис упоминают все авторы традиции Варрона Атацинского (Flacc., VI, 147; Amm. Marc., XXII, 8, 26; Honor., А, 33). Флакк, например, указывает, что Гипанис вброд переходят эксоматы, народ, локализуемый по данным параллельных источников к востоку от Меотиды (Ps.-Scymn., 878—879; Mela, I, 114; Polyaen., VIII, 55; Ptol., V, 8, 17).
harmask
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 15:22

Купань

Сообщение harmask » 01 апр 2011, 02:49

Копани это ли не козаки з Кубани. Колобани.
Купань .... купани....

Кубань (Къвбин, Кобан, Кубан, Губань и т. д.) — одно из около трёхсот[1] названий этой реки. Существуют предположения, что название происходило из карачаево-балкарского поднимающаяся, разливающаяся, из древнетюркского означающего «река» или «поток», от половецкого Куман. По некоторым данным название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис): «конская река», в смысле «буйная, сильная река». Адыгеское название Псыж означает «древняя река», или «мать-река».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 0%BA%D0%B0)

Итак, Гипанис, река в девять дней плавания, найден: это — вытекающий из озер Горный Тикич, затем Синюха, сближающаяся у своего современного устья с Тирой-Днестром, а затем как нижний отрезок современного Южного Буга текущая еще четыре «дня плавания» до общего лимана Гипаниса и Борисфена.

http://www.fidel-kastro.ru/history/ross ... r/scif.htm

Первые упоминания о реке встречаются у греков в V веке до н. э., Геродот называл её Борисфеном (рекой с севера); у римских историков река получила имя Данаприс. Славянское название, период Киевской Руси — Славутич.

Борусзен.

Итак, Зевс упоминается в первом мифе как верховное божество и отец Таргитая. Как мы знаем Зевса греки представляют часто в облике быка (в облике быка он украл Европу итд..) Примечательно, что и у тюрков и бурят есть такой образ. Бык порождает первотюрка Огуза (Деде Боз Окюз), а у бурят есть образ Буха-Нойон Бабай. ("Сехрли Сунбуллер", Азербаджанские мифы, также Жуковская Н.Л. Буха-Нойон Бабай)

По матери скифы внуки реки Борисфена. Тут надо обращать внимание на этимологию слова Борисфен. Это слово в только русской транскрипции читается как Борисфен, а у Гередота читается как Борусзен. Слово Бори (böri) в тюркской мифологии нередкое слово. Не буду вдаваться в подробности этимологизирования этого слова, скажу просто это означает "волк". У Махмуда Кашкари это слово означает и волк, и сын. Что означает компонент "зен"? В Мировой науке принято считать, что гидронимы Скифии связаны со словом "дон" или "тан"...Дон(Танаис), Днепр (Дон-епр), Дунай (Дан-ай), Днестр (Дон-естр) и это означает на языке скифов "река". Что и можно заключать из имени Борисфен (имя реки). Схожее же слово есть у тюрков: тен /ден-гиз (море или озеро). В Туркменистане есть гидроним Бора-Тунги, означающий урочище или колодец. Также аффикс исходного падежа "тен, ден" указывает на происхождение в тюркских языках. Например, Борис-тен, тоесть от Бориса. В нашем случае, если считать слово Борис связанным с тюркским "бёри" получается "рожденный волком"

Помните мифы тюрков про рождения от волчицы, k тому же у болота (водоем, река, озеро)?
harmask
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 15:22

Борисфениты

Сообщение bobr » 01 апр 2011, 15:10

Там, где Борисфен течет недалеко от моря, с ним сливается Гипанис и они впадают в одну и ту же заводь. Находящаяся между этими реками клинообразная полоса земли называется мысом Гипполая; на нем воздвигнут храм Деметры. Напротив храма у Гипаниса обитают борисфениты.

Название мыса могло произойти от туловища лошади отображаемогог на топографии берега Южного Буга - Гипаниса.

http://lah.ru/text/yanovich/g12.htm
bobr
 

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 02 апр 2011, 01:34

Клинообразная полоса земли между реками рот Геродоте называлась мысом Гипполая. На нем было воздвигнуто святилище Деметры. Напротив святилища на Гипанисе жили борисфениты (в городе Борисфен-Березань на острове, историю города вели с 648 г. до нашей эры)..
Эти места требуют отдельного разговора.
Николаевский краевед А.И. Золотухин в книге "Гомер. Имманентная биография" (Николаев: "АТОЛЛ", 2001, 88 с. ) еще раз в литературе развил гипотезу о киммерийско-греческом происхождении Гомера. Отмечено, что основным методом при попытке создания биографии Гомера было то, что он был по заключению многих исследователей, в том числе А.Ф. Лосева, имманентным автором. А это означает, что в свои произведения Гомер вкладывал черты собственной жизни. Указаны основные источники работы и исходные предпосылки. Отмечено, что тезисы изданы с целью научной апробации гипотезы, с надеждой на то, что будут получены существенные замечания для учета при издании большой книги.
До настоящего времени исследователи так и не сошлись во мнении, где находился мыс Гипполай и храм Деметры на нем по указаниям Геродота, автором высказано предположение - этим местоположением вполне могла быть территория полуострова, на котором находится ныне г. Николаев. Слово Гипполай имеет два перевода с греческого языка: "Большой лев" и "Конный народ". Но оно вполне могло быть и праславянским именем типа Николай (хотя имя современного города пошло именно от царя Николая 1). Внешние контуры Николаевского полуострова вполне могли быть истолкованы, как фигура льва, а то, что здесь жили киммерийцы и скифы, которые считаются конным народом, не вызывает сомнения ни у кого.
Основные аргументы, почему Гомер мог располагать Аид на Николаевском полуострове сводятся к следующему. Раскладка общего маршрута плавания Одиссея, приведенная в 4-м разделе книги, говорит о том, что островом Эя можно считать остров Березань, расположенный возле г. Очакова. Во-вторых, в "Одиссее" говорится о том, что, когда Одиссей жил на острове Эе у Цирцеи, то по дороге в Аид, он должен был поперек переплыть реку Океан. По общему мнению, под рекой Океан во времена Гомера имелась в виду река Борисфен (нынешний Днепр), а направление "поперек" указывает на Николаевский полуостров. В-третьих, единственное упоминание киммерийцев в "Одиссее" связано с "народом и городом киммерийским", которые находились в месте расположения Аида. Время плавания у Гомера Одиссея в Аид и направления по и против течения вполне совпадают с геофизическими реалиями Днепро-Бугского лимана.
Аид омывала река плача Коцит, на роль которой вполне может быть отнесена, названная Геродотом река Гипанис (ныне Южны Буг), соленость воды которой отмечена Гомером. Она же остается соленой рекой и доныне. Вторая река Стикс (ныне Ингул), сливается у Николаевского полуострова (Аида) с Коцитом (Южным Бугом). Роль реки Перифлегетона, по-видимому, была отведена реке Борисфен (ныне Днепр), а, точнее, Днепро-Бугскому лиману. Не менее важными аргументами в пользу того, что на Николаевском полуострове находились киммерийские города, являются сведения Помпония Мелы о том, что здесь находилось два города Борисфенида и Ольвиополис. Из "Хроники" Евсевия следует, что эти города существовали в 647 или в 646 гг. до н.э., т.е. задолго до основания Ольвии, а это означает, что они действительно были киммерийскими. Гомер описал эти два города в картине, исполненной Гефестом, на щите Ахилла в "Илиаде". Расположение Аида на мысе Гипполай (на Николаевском полуострове) объясняет почему здесь был размещен храм Деметры. Согласно мифа о дочери Деметры Персефоне, которую взял себе в жены царь Аид, Деметра искала свою дочь по всей земле, а когда нашла, то поселилась возле Аида, а жители выстроили храм в ее честь. Летом Персефона гостила у матери дома, т.е. в храме (поэтому в природе все расцветало), а на зиму уходила к мужу своему в Аид (жизнь вся замирала).

http://www.proza.ru/2009/06/07/223
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: О происхождении названий острова Змеиного и реки Гипанис

Сообщение tyta » 02 апр 2011, 01:42

А название Боспор (Бычья переправа) низовье древнего Танаиса получило вслед за Боспором Фракийским (нынешним проливом Босфор между Мраморным и Черным морями) из образных соображений. Вспомните картину "Похищение Европы": огромный бык, воплощение Зевса, рассекает грудью морскую волну, неся на спине свою прекрасную возлюбленную Европу. Так в памяти сотен поколений накрепко связывались географические представления: Европа начинается от Боспора.
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Пред.След.

Вернуться в история

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3