Хлебников

Хлебников

Сообщение tyta » 05 сен 2011, 23:46

Хлєбніков В. Сіяч очей. - Миколаїв: Видавництво “Яслав”, 2012.- 38 с.

Хлєбніков по матері Вербицький - козацького роду. Це перше україномовне видання його віршів з відповідними коментаріями, які основані саме на українській лінії його творчості.

Хлєбнікова називають поетом для поетів. В радянські часи його не проходили в школі, хоча майже половина поетів СРСР вважали його своїм вчителем. Цей збірник ставить за мету відкрити поета для сучасних людей.
З точки зору літератури поетичним творам властива ієрархічна чи інша сукупність смислів, які складають єдність замислу. Більшість творів В. Хлєбнікова це віршова експериментальна лабораторія, свого роду загадки для дорослих. Його твори характеризуються незакінченими формами, порушеннями художньої композиції. Лукавством буде ці проблеми виправдовувати модними течіями - футуризмом і символізмом. Але цю літературну “недбалість” йому вибачають за безпосередність, за понадлітературний зір. Це мисленне бачення і стало його спокусою, його драмою і трагедією того часу - в падінні всіх і всього шукати врозумління.
Неперевершена здатность формулювати мовними засобами фундаментальні проблеми - ось його головний успіх. Ідея і сюжет, які закладені в віршованому творі, виходять за межі можливостей мови, поет ці можливості розширив новотворами і також залученнями українізмів.
Більшість існуючих видань Хлєбнікова не розрізняють його творів за довершеністю і подаються в хронологічному порядку. Ця книга вміщує його найкращі вірші, і в найбільш характерних для нього тематиках. Такий підхід допоможе по-справжньому оцінити поета і його оригінальне віршування.
Cлід попередити читача, що його поезія може мати пророчі властивості, тому в оцінках слід триматися приведених коментарів і не перебільшувати містичну сторону його творів.




http://www.youtube.com/watch?v=TPiL3ApM7KU

http://www.youtube.com/watch?v=l9BeFsf6 ... re=related

http://www.youtube.com/watch?v=bgjAuUVPtgc

http://www.youtube.com/watch?v=M0Led8jP ... re=related

К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма. 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. «Воззвание…» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы. Появление его было связано с «Боснийским кризисом»; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании»[5].

О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку.
Где немцы ходят пить пиво.
А красотки продавать тело.
Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём.
Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая.
Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.
Где наряды людей баскующие.
Где люди ходят насупившись и сумные.
А немцы цветут здоровьем.
Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-жёлтый клюв — осенней рощице, — немного осторожен и недоверчив для него самого…

В 1911 году началось активное увлечение Хлебникова числами и закономерностями исторического развития (из письма брату Александру Хлебникову: «Я усердно занимаюсь числами и нашёл довольно много закономерностей»[9]). В это время он снова испытывает творческий кризис, но собирается издать отдельный том своих произведений. В печати, однако, в ближайшие два года так ничего и не появилось, а Хлебников, вместо того, чтобы улаживать дела с публикацией сборника, летом 1911 отправился в речное путешествие в Астрахань. К тому моменту Хлебников был уже исключён из университета за неуплату (это произошло в июне), что окончательно поссорило его с родителями, не одобрявшими литературные занятия Велимира.[3]

Осенью поэт послал министру А. А. Нарышкину письмо, озаглавленное «Очерк значения чисел и о способах предвидения будущего».

Сборник, названный «Пощёчина общественному вкусу» увидел свет 18 (31) декабря. Предварявший его манифест, написанный Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских литераторов («Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке»), а также утверждал важный для творчества Хлебникова принцип права поэта «на увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество)».[11] Надо заметить, что Хлебников пытался протестовать против некоторых положений манифеста: в частности, требовал вычеркнуть Кузмина, одного из первых своих учителей, из списка «тех, кому нужна лишь дача на реке», однако в итоге уступил.[3]

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры», а после этого опять уехал в Астрахань, где в тот момент жили его родители. Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.

19 июля (1 августа) 1914 года началась Первая мировая война. Как и русско-японская, она побудила Хлебникова к поискам неких исторических закономерностей, которые помогли бы предвидеть события и не допустить новых войн. Этим он начинает заниматься летом, во время того, как снова гостит у родителей в Астрахани. В это же время у него завязался роман с московской актрисой Надеждой Николаевой, и Хлебников некоторое время гостил у неё. В сентябре он возвратился в Петербург (уже ставший Петроградом) и два месяца жил рядом с Кручёных в Шувалове, пригороде столицы, после чего снова уехал в Астрахань.

Несмотря на свои исторические исследования, Хлебников продолжал писать стихи, на которых тоже отразилась эта тема:

поэму «Война в мышеловке».

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца —
Самодержавном народе.

Там он заканчивал свой трактат о «законах времени», названный «Доски судьбы», а также готовил к публикации написанные за последнее время стихи и поэмы — вскоре Хлебников в очередной раз собирался ехать в Москву, чтобы заняться изданием своих стихов. Ещё 3 месяца поэт провёл в Пятигорске, работая ночным сторожем. На этот период приходится ещё один творческий подъём — Хлебников в Пятигорске написал поэмы «Ночь перед Советами», «Председатель Чеки», а также небольшие стихотворения и другие поэмы. Было опубликовано несколько статей Хлебникова, посвящённых числовым закономерностям и радио,

Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение — время[33]. Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.[34

«Ка» — типичная проза поэта с драматическими и поэтическими вставками, написанная в развитие неоконченных «Египетских ночей» А.С. Пушкина (‘проза + стихотворные импровизации’). Действие здесь разворачивается в координатах фантастического — путешествия во времени, повторяемости исторических событий и переселения душ. Для этого, собственно говоря, и понадобился египетский Ка — материализованная душа в облике человека, существующая отдельно от своего “господина”. Ср.



У меня был Ка ‹...› Ка — это тень души, ее двойник ‹...› Ему нет застав во времени; Ка ходит из снов в сны, пересекает время ‹...›
Ка был боек, миловиден, смугол, нежен; большие чахоточные глаза византийского бога и брови, точно сделанные из одних узких точек, были у него на лице египтянина. ‹...›
Ка ‹...› учил, что есть слова, которыми можно видеть, слова-глаза и слова-руки, которыми можно делать.

Во 2-м эпизоде Ка проходит серию перевоплощений, пока не становится камнем (эта трансформация поддержана фонетической общностью КАмня и КА). С нанесенными на одну его сторону любовной танкой, а на другую — веткой зеленых листьев этот камень попадает к Лейли. Лейли целует его, не подозревая в нем живого существа.

В свою очередь, герой-рассказчик «Ка» вылеплен по образу и подобию Заратустры из трактата «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше (1883–1885).29 Как известно, это произведение содержит не только философские максимы индивидуализма, но и развернутое жизнеописание Заратустры. Последнее включает в себя: отрицание существующих ценностей (Бога и богов; института государства; и т.д.); бегство из города, добровольное отшельничество, в компании одних лишь зверей (среди которых змея — символ мудрости, и орел), возвращение в город и учительство, а потом новое отшельничество; знакомство с человечеством и “выдающимися” его представителями — учеными, жрецами и т.д., а также сделанные выводы о том, что народ — это стадо; сон-притчу; общение с тишиной; познание вечного возвращения, проповедуемого зверями; и, наконец, тайную вечерю в обществе высших людей — тени Заратустры, двух королей и т.д. Пройдя эти и некоторые другие этапы, Заратустра становится сверхчеловеком. Хлебниковское

Хлебникова также на ницшевской — но одновременно и христианской — ноте. Сцена ‘Хлебников’ в обществе Ка великих правителей и своего собственного Ка написана поверх «Тайной вечери» трактата Ницше: в пещере Заратустры собрались он, его тень, два короля, последний папа, убийца Бога, чародей и т.д.

Ка от имени своих друзей передал мне поцелуй Аменофиса и поцеловал запахом пороха.
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: Хлебников

Сообщение tyta » 06 сен 2011, 00:26

Параллельно писатель приводит со-
относимую с древнеегипетской, но уточненную дефиницию Ка: «[...]
это тень души, ее двойник» [17, 524], актуализируя центральный мо-
тив произведения – мотив двойничества. Показательно сопоставле-
ние с определением Ка в искусствоведческом труде «Египет: Искус-
ство и история» («[...] появление каждого существа, каждой вещи
обязано Ка, или божественному дыханию, которое великий бог Ра
вселяет в инертную материю

«Ка
был мой друг; я полюбил его за птичий нрав (в египетской мифоло-
гии душа изображалась в виде птицы с человеческой головой)» [17,
524].
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Наезд на Хлебникова

Сообщение tyta » 09 сен 2011, 22:24

http://www.youtube.com/watch?v=mh9UCX_vqko

Протипожарна обовяхкова.
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: Хлебников

Сообщение tyta » 09 сен 2011, 22:36

http://www.youtube.com/watch?v=SgFkZ49zCKI
Х леб ниеов

http://www.youtube.com/watch?v=MdQwoSbj0uQ
Стихи

http://www.youtube.com/watch?v=XRKg5SD0Sao

Новый диск Леонида Фёдорова и Владимира Волкова, при участии Марка Рибо, Джона Медески и Чеса Смита. Альбом состоит из композиций на тексты поэмы-палиндрома "Разин" Велимира Хлебникова. Материал нового альбома был записан в июне 2009 года в студии "Stratosphere Sound" в Нью-Йорке.
Аватар пользователя
tyta
Боец ХФ
 
Сообщений: 1744
Зарегистрирован: 19 авг 2010, 15:43

Re: Хлебников

Сообщение narochniy » 13 сен 2011, 17:40

http://www.youtube.com/watch?v=Y-IUB62zDlA

Псе вдо
Я переплыл залив Судака
сел на дикого коня
narochniy
 
Сообщений: 207
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 17:32

Re: Хлебников

Сообщение narochniy » 13 сен 2011, 18:22

narochniy
 
Сообщений: 207
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 17:32

Re: Хлебников

Сообщение narochniy » 13 сен 2011, 18:31

Ночной обыск. Опера Алексея Коломийцева
http://www.youtube.com/watch?v=mVohjRDO ... re=related
narochniy
 
Сообщений: 207
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 17:32

Re: Хлебников

Сообщение chelcash » 14 сен 2011, 00:12

У каральних акціях найчастіше брав участь 202-ий шуцманшафтбатальйон. Один із поліціянтів так описував діяльність загону: “Село Підлужне оточене і спалене, мешканців розстріляно. Злазне спалене дощенту. (...) Нападаємо раптово з лісу і робимо ґрунтовні чистки. (...) У кожному селі насамперед спалюємо млини і церкви, отож невдовзі на засягу кільканадцяти кілометрів уже немає жодного млина, жодної церкви, жодного попа. Так само знищуємо могили і пам’ятники”5.
http://www.ji.lviv.ua/n28texts/motyka2.htm

Вера Хлебникова, 1922
• После Калмыцкой степи семья жила по службе отца в Волынской губернии, в Подлужном (бывшее имение князей Чарторыйских). Там было приволье: река Горынь, чудный парк, запущенные цветники, всевозможные развалины... Это заставляло работать детское воображение, и Витя упорно утверждал изумленным братьям, что у него свое королевство и каждый день за ним прилетает белый лебедь.
http://www.ka2.ru/under/healer_next.html
Челси
Аватар пользователя
chelcash
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 23 янв 2011, 01:37

Re: Хлебников

Сообщение chelcash » 14 сен 2011, 01:27

Велимир сказал, что он хотел бы послать в Астрахань матери немного денег. У нас было денег только на восьмушку чая, данные Маяковским 4 рубля. Велимир просил послать половину матери Екатерине Николаевне. „Тогда, — говорит, — у меня развяжется узелок”.
Екатерина Николаевна получила эти деньги с письмом на переводе, в котором я извещал ее о болезни сына. Это послание потом оказалось последним приветом от сына. Эти два рубля ей не нужны были, но она понимала, что послано потому так мало, что и такие деньги у Велимира бывали редко.


Я всегда плачу, когда перечитываю это место.

Извините, я больше не могу сегодня рассуждать о болезни Блёйлера, схизме ума. Из-за двух в первой и единственной степени рублей и шизанутой чашки.


http://www.ka2.ru/under/healer_next.html

Страх высоты



Чем отличается Daseinsanalyse от психоанализа?
Психоанализ всё время спрашивает:
„Почему?”,
в то время как Daseinsanalyse спрашивает:
„А почему бы нет?”
Медард Босс




Ольга Самородова, 1921
• Раз как-то сестра привела его на крышу того заброшенного санатория, где он собирался селиться. Барьер, огораживающий плато, в одном месте был разрушен, и из пролома открывался превосходный вид вниз, на ущелье. Сестра, ничего не подозревая, подвела его к пролому. Он вдруг в ужасе отпрянул, попятился, отступил вглубь и забормотал, не скрывая своего страха: „Нет, нет, не могу, боюсь, нет…” А между тем сознание реальной опасности было ему, по-видимому, мало свойственно, судя по тому, как он недоумевал, когда его спрашивали — боялся ли он бродить один, без оружия по горной глуши Персии, где население вовсе не мирное и далеко не идиллистически настроено.
Виктор Киселёв, 1922
• Там был балкончик — к этой мастерской был сделан. Выходит Асеев и выходит Хлебников. Ну, и подходит, значит, Хлебников к этой решетке балконной, стоит: „Ой, страшно, страшно”. Ему говорят: „А вы отойдите”. — „Ах, да!”

ФОБИЯ — глупость умных.

Вячеслав Иванов определенно считал Хлебникова явлением необычайным. Один раз он мне сказал: „От Хлебникова пахнет святостью, этот запах святости я чувствую немедленно при входе его в комнату”.

• И когда ему нужно было уезжать, мы ему готовили, конечно, корзиночку с провизией, потому что знали, что ему неоткуда взять, он голодный будет ехать, пирожков ему клали, что было, в общем. Он брал с благодарностью, потом доходил до поворота дороги, которую нам с дачи видно было, оставлял акуратненько корзиночку на дороге и уходил. И так каждый раз. А плавал он замечательно, прямо как морж, нырял, долго под водой был. Очень хорошо плавал.

Кеплер писал, что он слушает музыку небесных сфер. Я тоже слушаю эту музыку, и это началось еще в 1905 году. Я ощущаю пенье вселенной не только ушами, но и глазами, разумом и всем телом.
Андриевский А.Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым

Велика силушка поединщицы! Не хвались, идучи на рать:



А поехал тут Добрыня по чисту́ полю́,
А наехал во чисто́м поле́ на и́скопыть,
Ископы́ть да лошадиную:
А как стульями земля да проворочена.
И поехал тут Добрыня сын Никитьевич
Той же и́скопытью лошадиною.
Наезжает он бога́тыря в чисто́м поле́:
А сидит бога́тырь на добро́м коне,
А сидит бога́тырь в платьях же́нскиих.
Говорит Добрыня сын Никитьевич:
„То ведь не бога́тырь на добро́м коне,
То же поляни́ца знать уда́лая,
А кака́ ни тут деви́ца либо женщина”.
И поехал тут Добрыня на бога́тыря,
Ударил своей палицей булатноей
Тую поляни́цу в бу́йну голову.
А сидит же поляни́ца не своро́хнется,
А назад тут поляница не оглянется.
На коне сидит Добрыня — приужа́хнется.
Отъезжает прочь Добрыня от бога́тыря,
А от той же поляницы от уда́лоей:
„Видно, смелость у Добрынюшки по-старому,
Видно, сила у Добрыни не по-прежнему!”
А стоит же во чисто́м поле́ да сы́рой дуб,
Да в обне́м он стоит да человеческий.
Наезжает же Добрынюшка на сы́рой дуб,
А попробовать да силы богатырские.
Как ударил тут Добрынюшка во сы́рой дуб,
Он расшиб же дуб да весь по ла́станьям.
На коне сидит Добрыня, приужа́хнется:
„Видно, силы у Добрынюшки по-старому,
Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!”
Разъезжается Добрыня сын Никитьевич,
На своем же тут Добрыня на добро́м коне
А на ту же поляни́цу на уда́лую;
Ударил своей палицей булатноей
Ту́ю поляни́цу в бу́йну голову;
На коне сидит же поляни́ца не своро́хнется,
И назад же поляница не оглянется,
На коне сидит Добрыня — приужа́хнется.
Отъезжает прочь Добрыня от бога́тыря,
А от той же поляни́цы от уда́лоей.
„Смелость у Добрынюшки по-прежнему,
Видно, сила у Добрыни не по-старому”.
А стоит тут во чисто́м поле́ да сы́рой дуб,
Он стоит да в два обне́ма человеческих.
Наезжает тут Добрынюшка на сы́рой дуб,
Как ударит тут Добрынюшка во сы́рой дуб,
А расшиб же дуб да весь по ла́стиньям.
На коне сидит Добрыня — приужа́хнется:
„Видно, сила у Добрынюшки по-старому,
Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!”
А наехал тут Добрыня да во третий раз
А на ту же поляни́цу на уда́лую,
Ударил своей палицей булатноей
Тую поляни́цу в бу́йну голову;
На коне сидит же поляница, сворохну́лася,
И назад нее поляни́ца огляну́лася.
Говорит же поляни́ца да уда́лая:
„Думала же, русские комарики покусывают,
А́жно русские бога́тыри пощелкивают!”
Ухватила тут Добрыню за желты́ кудри́,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила тут Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да тут во кожаный.
‹...›


А кому сейчас легко?

http://www.ka2.ru/under/healer_next_next.html
Челси
Аватар пользователя
chelcash
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 23 янв 2011, 01:37

кафка

Сообщение chelcash » 14 сен 2011, 02:09

где бесконечные амфилады комнат заканчиваются обшарпанными канцеляриями, где все всегда слышат то, что говорят в соседних
комнатах, где невозможно укрыться 3, где пусто и в то же время тесно, и, самое главное, — страшно.
Челси
Аватар пользователя
chelcash
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 23 янв 2011, 01:37

След.

Вернуться в Литературный форум. Літературний форум.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron