цирцея [гр. kirke] - кирка - в древнегреческой мифологии - волшебница, владетельница острова эя, куда был занесен одиссей со своими спутниками, которых ц. обратила в свиней.
Особое значение в культуре такого народа как каракалпаки (сейчас они живут на территории Казахстана) играет эпос о 40 девушках воинах – Кырк-Кыз.
Топонимы с числительным «кырк» (40 в тюркских языках) встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.
В Предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые служат местом паломничества как православных христиан, так и мусульман. При этом параллельно существуют предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных. Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымском языке (напомним, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымскотатарским).
Известно, что сама по себе цифра 40 считалась магической у скифов, а также многих других древних народов. В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками. Никакой связи этого представления с догмами и канонами Библии я не припоминаю. Но в отношении скифов Геродот пишет ясно, что после смерти царя скифы торжественно возят его тело вдоль всех границ страны. Сама страна скифов в ее полной гармонии представляла собой гигантский квадрат, каждая из сторон которого была на 10 дней пути.
Вероятно, во многих древних священных текстах можно найти упоминание о магических свойствах цифры 40, но ограничимся лишь тем, что главное в этой магии – связь между миром живых и миром предков. В ландшафтном, географическом смысле Кырк-азиз наводят на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.
Топонимы с числительным «кырк» (40 в тюркских языках) встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.
В Предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые служат местом паломничества как православных христиан, так и мусульман. При этом параллельно существуют предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных. Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымском языке (напомним, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымскотатарским).
Известно, что сама по себе цифра 40 считалась магической у скифов, а также многих других древних народов. В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками. Никакой связи этого представления с догмами и канонами Библии я не припоминаю. Но в отношении скифов Геродот пишет ясно, что после смерти царя скифы торжественно возят его тело вдоль всех границ страны. Сама страна скифов в ее полной гармонии представляла собой гигантский квадрат, каждая из сторон которого была на 10 дней пути.
Вероятно, во многих древних священных текстах можно найти упоминание о магических свойствах цифры 40, но ограничимся лишь тем, что главное в этой магии – связь между миром живых и миром предков. В ландшафтном, географическом смысле Кырк-азиз наводят на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.
Вероятно, были разнообразные техники, поскольку братства суфиев вовсе не были некими «шаблонными» каноническими религиозными общинами. Суфии обычно посещали мечети как положено было мусульманам, а в повседневной жизни мало отличались от других людей. Текие дервишей (странствующих мудрецов) неправильно называют в русскоязычной литературе монастырями. Ничего общего с монашеской жизнью в текие не было.
В некоторых суфийских братствах важное значение уделялось музыке, а само раскачивание под музыку, скрестив локти с соседями (судя по описаниям) забавно напоминает баварский обычай раскачиваться за столом. Правда, суфии при этом сидели на полу, конечно, по восточному, скрестив ноги.
Ритмичное раскачивание, кружение, учащающиеся выкрики и другие коллективные действия связаны с возбуждением особого отдела головного мозга – ретикулярной формации (сетевидного тела).
Ретикулярная формация играет важнейшую роль во всем, что связано с групповым сознанием, блокированием личных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. Очевидно, что сакральные техники суфиев эффективно лечили нервные и нервно-соматические заболевания, а также способствовала заживанию ран. Больной оказывавшийся в кругу и погружавшийся вместе со всеми в транс, избавлялся от нежелательных или опасных рефлексов, динамических стереотипов, истощенности определенных участков мозга, по каким-то причинам постоянно находящимся в возбужденном состоянии.
Само по себе вращение, создающее известное всем чувство опьянения и кислородного голодания, расслабляет и растормаживает мозг. Такое состояние можно сравнить с процессом дефрагментации ячеек памяти в носителях электронной информации в компьютерах.
Очевидно и то, что боевая и лечебная магия, основанная на ритуалах в священных местах – Кырк-азизах, из века в век доказывала свою эффективность и практическое значение. Групповые ритуалы кырков, черкасов, характерников облегчали им не только военную, но и торговую деятельность.
Корни этих ритуалов – шаманство каменного века и времена похолодания (так называемого Ледникового периода).
Общее происхождение слов цирк, церковь, кирхе, Черч, кырк – круг. Казачье слово «характерник», вероятно, связано с иранским скифо-сарматским «хоро» – Солнце, круг, откуда и русское «хоровод».
Исторически понятие «черкасы» сложилось в Прикубанье в 4-6 веках новой эры, после разгрома гуннами державы приднепровских готов. К этому времени приднепровские готы, имевшие в этническом смысле компоненты славянского, балтийского и сарматского происхождения, а также широкое влияние северо-черноморских эллинов, уже приняли арианскую модель христианства. Ариане не строили храмов, их христианская вера была основана на чтении священных книг и исключала церковную иерархию. Корни русского и казачьего староверия, а также исламских братств суфиев, лежат в сложном взаимодействии древних восточных религий, в том числе поклонения Митре, с ранними формами христианства.
Важнейшим моментом образа жизни черкасов (людей круга) была их самостоятельность, независимость и неприятие централизованной власти, служба на определенных условиях, а не беспрекословное подчинение, выборность боевых вождей (зафиксированная в Нартском эпосе у нескольких кавказских народов).в нескольких километрах к северу от Зуи, в имении Каясты (ныне пос. Подгорное в черте с. Литвиненково (б. Кентогай) Белогорского района), в скале Кырк-Азис (“сорок святых”) есть пещера, в которой еще в первой половине ХХ века лежал продолговатый камень “наподобие гроба, покрытый зеленым сукном” [2].
По преданию, передававшемуся татарами из поколения в поколение, в этой пещере “неверными” были зверски убиты сорок братьев, во время того, когда они, стоя на коленях, совершали молитву Аллаху. Это, окропленное кровью братьев, место считалось священным, и сюда татары привозили своих больных, оставляя после молитвы кусочки одежды и волос больных, “чтоб вместе с одеждой и волосами осталась здесь их болезнь” [2]. Наибольшее количество татар собиралось здесь в мае. По преданию, лучше всего Кырк-Азиз исцелял “от умопомешательства”.
… и среди местных христиан еще в конце 19 века пещера считалась “святой”. Они так же были уверены, будто здесь были убиты сорок юношей, но не “неверными” за молитву Аллаху, а, наоборот, мусульманами – “за проповедь Евангельскую”.
источник
http://www.krimoved.ru/nature01.htmlВ 1556 году украинский князь Димитро Вишневецкий (дед Михаила Вишневецкого, который стал королем Польши сто лет назад) покинул Польшу (Польша, Украина, Белоруссия и Литва были в то время одной страной) пришел в Россию воевать с крымскими татарами. У его было много достижений со своей казачьей армией. Он был первым казаком и основателем, запорожских казаков! Царь Иван Грозный назначил его на должность воеводы (губернатор) Кабарды. Князь Димитро и его ка-аки остались в Кабарде на несколько лет и правили ею милостиво и приемлемо. Он расположил к себе многих черкесских воинов.
В 1561 году царь Иван решил атаковать Польшу. Князю Димитро было трудно оставаться в России. Он вернулся домой, чтобы защищать свою страну на Украине. Этот поступок очень разозлил царя. Сообщают, что сказал: «Димитро пришел к нам, как собака, и ушеп так же». Но это была первая из его проблем. В конечном ним счете, князя Димитро Вишневецкого взяли в плен в Молдове в 1563 году и послали в Стамбул, где он был казнен за свои нападения на татар.
Через несколько месяцев группа черкесских князей, у которых сложились дружественные личные отношения с Димитро Вишневецким и которые были против правления России в Кабарде, послали некоторое количество воинов в Польшу попросить о помощи. Эти князья были приговорены к смерти царем. В августе 1561 годи польский король разрешил всем воинам Пятигорья, кто хотел, приехать в Польшу.
В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами (польские писатели нашего времени утверждают, что там было 300 воинов). Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков, которыми те были очень довольны. Вот имена этих князей:
Касим Камбулатович (Черкасский)
Гаврила Камбулатович (Черкасский)
Онышко/Александр Кудадек (Черкасский), сын очень важного Западно-Черкесского князя Сибок Васул Консаукович. Темрюк Жумкович был знаком с Сибок и членами его клана
Солтан Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка
Темрюк Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка.
Русский царь понял, что этим поступком он отдал много очень хороших воинов своему врагу – Польше Это еще сильнее разозлило его. Он послал свое доверенное лицо – Алексея Клобукова – в Польшу получить князей обратно, но «Пятигорские» князья оказали ему холодный прием. Большинство черкесских переселенцев уже были ортодоксальными христианами, но некоторые еще были язычниками. Позже потомки воинов стали украинскими православными, тогда как те, кто принадлежал к высшему сословию, приняли польское католичество.
15. Тау-крест (крест Святого Антония) - крест Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония.